12.03.2012 На чем спотыкаются начинающие стартаперы?

На ошибках учатся, хотя порой они совершенно неуместны. Так что куда лучше наблюдать за чужим опытом и делать бизнес без промахов. Какие ошибки чаще всего допускаются при запуске нового проекта?

Если вы в начале пути, и ваш стартап пока еще только начинает развиваться, навредить ему довольно легко. Но, разумеется, хотелось бы обойтись без этого! Итак, вот наиболее распространенные ошибки, допускаемые начинающими стартаперами.



План равен итогу

Не думайте, что первоначальный план и будет логичным результатом работы. Сейчас ваш бизнес-план продуман до всех мелочей, но, вероятно, вы забыли, что бизнес только начинается, а значит, просто обязан получить дальнейшее развитие. Так что устанавливайте долгоиграющие цели, долгосрочные планы и списки важных дел. Большинство достигших успеха людей могут похвастаться своими адаптационными навыками – этому стоит поучиться!

Стиль превыше всего

Если в основе вашего бизнеса будут лежать только стильный логотип, красивая униформа сотрудников и оригинальный офис, успеха это не принесет. Помимо внешнего лоска нужно иметь и достойное внутреннее содержание. Так что не зацикливайтесь на том, как бы выглядеть понаряднее, лучше думайте о стратегии. В конце концов, имея достойную основу, вы и так станете запоминающимся бредом.

Мечты стороной

Думайте о своем бизнесе как о бизнесе. Креативные идеи – это замечательно. Далеко идущие возможности – прекрасно. Мечты – здорово! Но насколько все это реально? Не взваливайте на себя слишком много, не отвлекайтесь на постороннее и на распыляйте свои силы на все подряд. Начните лучше с малого, все великие дела именно так и совершаются!

Иное время

Большая ошибка обычно связана со временем, которые вы отводите на получение первых результатов. Прогнозируете вы одно, а на выходе получаете совершенно другое. Чтобы избежать разочарований, постарайтесь разработать план B. Например, как вы поступите, если продажи спустя полгода окажутся ниже ожидаемых?

Будьте теоретиками. Ставьте конкретные планы. И подготовьтесь на случай, если сроки будут нарушены. Поверьте, они будут.

Ничто не совершенно

Ошибочно полагать, будто сперва вы можете выпустить свой продукт на рынок, а дальше, основываясь на контакты с клиентами и партнерами, сможете устранить недостатки и подчеркнуть достоинства. Также ошибочно думать, будто у вас настолько идеальный продукт, что он универсально подойдет всем и каждому.

Денег хватит

Нет, на самом деле, денег не хватит, поэтому нужно иметь определенный пул. Недооценка стоимости бизнеса – наиболее распространенная ошибка. Обычно не учитываются непредвиденные расходы. Поверьте: только из-за того ,что вы готовы вкалывать круглосуточно, скидок вам никто не предоставит.

Советуем составить запасной вариант ваших действий – на тот случай, если финансы будут утекать иными потоками, нежели вы рассчитывали. В общем, здесь все то же самое, что и со временем.

Раннее поражение

Многие начинающие стартаперы сдаются слишком быстро. Да, проблем действительно хватает, да, по плану вы уже давно должны почивать на лаврах, а на деле приходится латать все новые и новые дыры. Это еще не повод вытаскивать белый флаг. Успех не зря ассоциируется с избытком. Только в избытке обычно не просто деньги, почему и слава, но еще и работа. Много-много-много работы.

Прежде чем сдаться, остановитесь на минутку и подумайте: все ли вы сделали для того, чтобы преодолеть возникающие трудности? Даже если вердикт утвердительный, напрягитесь для последнего рывка!

Хаотичные действия

Работать сразу на всех фронтах – не самая лучшая идея! Ходить нехожеными тропами, решать возникающие сложности нетривиальными путями, и делать все это одновременно – верный путь к провалу всей затеи.
Бизнес - серьезное мероприятие. Разумеется, в нем есть место творческому подходу, но рациональность должна занимать ведущее место. Избегайте глупостей, здесь это особенно важно. Да, посмеяться над собой иногда очень полезно, но здесь это может обойтись вам слишком дорого.

Большие надежды

Ясное дело, что все мы в той или иной степени живем во власти ожиданий. Что о нас подумают другие? как будут реагировать клиенты? Что скажут партнеры? На самом же деле, главные вопросы звучат совершенно иначе. Спросите у себя, чего бы вам хотелось? Как вы видите свой бизнес? Что действительно важно на данном этапе?

Старайтесь жить своей жизнью и принимать те решения, которые одобрены вами лично. Ведь результат, которого вы так ждете, будет важен, в первую очередь, именно вам!

И еще раз о дедлайне

Как говорится в комментарии для RB.ru Сергея Лаврентьева, генерального директора компании Jizo, крайне важен вопрос дедлайна:

- Есть еще один важный момент, который хотелось бы затронуть. Да, развивая онлайн-бизнес, необходимо соблюдать жесткие сроки. Это аксиома. Если вы не сделаете это сегодня, завтра это сделает кто-то другой. Но часто лидеры стартапа не осознают, что установить дедлайн – значит, продумать, за какой промежуток времени может быть выполнена та или иная задача, рассчитать трудозатраты, спланировать дальнейшие шаги, а не просто назвать «красивую дату», единственным аргументом для выбора которой становиться ваше «хочу». Верно поставленный дедлайн дисциплинирует, помогает придерживаться сроков, повышает продуктивность команды. Однако работа ради соблюдения дедлайна, когда всем очевидно, что задача нереальна, когда главная цель – соблюсти срок, а не качественно выполнить задачу, приводит к плачевным результатам. Мы это называем «план К-19». Помните историю про подводную лодку, экипажу которой приказали во что бы то ни стало в конкретный день уйти под воду? Она и ушла. Навсегда.

По словам Сергея, лидер стартапа должен проявлять гибкость, не доводить следование дедлайнам до абсурда.

- Не впадайте в крайности – ведь ваша цель не соблюсти даты, а создать качественный продукт.

Еще одно мнение об успешном стартапе можно прочитать в нашем дополнительном материале.

Юлия Судакова

Словарь ЦПТИМО: