17.11.2013 · Эксперт: проблема работы стартапов с бизнес-акселераторами - доверие

Основной проблемой рынка, на котором технологические стартапы взаимодействуют с венчурными инвесторами и бизнес-акселераторами, является доверие, заявила на лекции "Инновационные акселераторы" в рамках проекта Tech in Media директор департамента развития и стимулирования инновационных рынков ОАО "РВК" Гульнара Биккулова. Третья лекция образовательного проекта Tech in Media, которая прошла в РИА Новости, была посвящена специфике работы акселераторов инновационных проектов, способах, посредством которых стартап в России может найти не только финансовую, но и экспертную и менторскую поддержку, а также взаимодействию стартапов с журналистами. "К сожалению, глобальная проблема на нашем рынке — это проблема доверия. У нас пока не так много позитивного опыта сотрудничества. Но я надеюсь, что с появлением историй успешного опыта взаимодействия инвесторов, проектов, технопарков, акселераторов и других участников инновационной инфраструктуры актуальность этой проблемы будет сильно снижаться", — заявила Биккулова, отвечая на вопрос, как предпринимателям защитить свой проект от "угонщиков", которые объявляют конкурсы, собирают идеи и реализуют их на собственные ресурсы. "Ускорители" инноваций По словам главного редактора агентства РИА Наука Андрея Резниченко, существуют три основных типа инновационных акселераторов. Бизнес-инкубаторы поддерживают стартапы на всех этапах развития — от разработки идеи до ее коммерческого воплощения. Подобные структуры предоставляют молодым проектам помещения для работы, административную поддержку, консультационные услуги и доступ к базам данных. Хотя они работают с разными отраслями, почти 40% из них — технологические инкубаторы. В свою очередь, технопарки объединяют научно-исследовательские институты, деловые центры, учебные заведения и другие инфраструктурные объекты. Таких технопарков в мире меньше тысячи, говорит Резниченко. Основное отличие бизнес-инкубатора от технопарка в том, что первые поддерживают начинающих предпринимателей, а также могут не иметь земельных участков. Наконец, бизнес-акселератор — это интенсивная программа развития стартапа и обучения его авторов в короткие сроки (до 6 месяцев). Акселераторы обеспечивают стартапам экспертную поддержку, обеспечивают освещение в СМИ, предоставляют предпосевные инвестиции в обмен на долю в проекте для инвестора, а также выводят их на стадию презентации инвесторам. "Скорая помощь" для стартапов Одна из таких программ Generation S на базе площадки API Moscow является частью конкурса технологических бизнес-планов БИТ, одним из спонсоров которого в этом году выступает РВК, рассказала Биккулова. Представители 70 команд в течение двух недель проходят через ежедневные 12-часовые обучающие сессии о том, как довести стартап до инвестиционной стадии — о юридических аспектах сделок, принципах формирования команды, маркетинге и PR. По итогам программы будут отобраны 15 лучших проектов. По мнению представителя РВК, акселераторы отчасти помогают решить проблему со "стартапами-тусовщиками", которые участвуют во всех конкурсах и программах поддержки начинающих предпринимателей, не демонстрируя при этом выдающихся бизнес-результатов. "Акселераторы позволяют выявить больше программ, чем десяток тех, которые лежат "на поверхности", и помочь им довести проект до инвестиционной стадии", — отмечает она. В свою очередь, гендиректор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков полагает, что авторам стартапов гораздо проще взаимодействовать с инкубаторами и технопарками, чем идти напрямую к инвесторам. "Бизнес-ангелы будут ставить гораздо более жесткие условия и требовать гораздо большую долю, чем венчурные инвесторы в инкубаторах. Просто их риски выше", — считает он. Фонд, в частности, реализует программу поддержки предпринимателей "Старт", рассчитанную на три года, где в первый год стартапу дается 1 миллион рублей, во второй — два миллиона и еще два миллиона рублей на условиях софинансирования, в третий — три миллиона плюс три миллиона рублей от инвесторов. По словам Полякова, из выпускников программы 84% или 168 компаний имеют выручку до 15 миллионов рублей в год, 9% — от 15 до 30 миллионов рублей, а 7% или 14 компаний — оборот свыше 30 миллионов рублей в год.


Источник: РИА Новости ( http://ria.ru/ )


Словарь ЦПТИМО: